Методы и порядок проведения документальных проверок
Методы проверок. При документальных проверках налоговый инспектор сталкивается со значительной трудоемкостью проводимой работы. Больший объем переработки информации вызывает необходимость оптимизации методов проверок: определение центров ответственности, исследование движения потоков информации, нахождение ключевых точек контроля и т. п.
Необходимость проверки и анализа большого количества документов за отпущенный небольшой срок требует применения статистических методов оценки риска необнаружения ошибок и нарушений.
При документальных проверках используются методы сплошной и выборочной проверки. Как правило, эти методы сочетаются друг с другом. Некоторые объекты учета проверяются сплошным методом, т. е. проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета, другие подвергаются выборочной проверке — проверяется часть первичных документов в каждом проверяемом месяце или за несколько месяцев проверяемого периода.
По сложившейся в нашей стране практике контрольно-ревизионной работы сплошным проверкам подвергаются кассовые и банковские операции. К остальным операциям этот метод применяется в случае обнаружения при проведении выборочной проверки серьезных нарушений налогового законодательства или правил ведения бухгалтерского учета, приведших к занижению налоговых платежей. В необходимых случаях снимаются копии документов или документы, свидетельствующие о злоупотреблениях, сокрытии (занижении) налогооблагаемых доходов, изымаются с составлением описи изъятых документов. При проведении выборочной проверки наиболее сложный вопрос — выявление репрезентативной (представительной) выборки, т. е. научный подход к определению количества выборочно проверяемых документов с целью обнаружения ошибок, искажений и злоупотреблений при ведении бухгалтерского учета. Для снижения риска пропуска ошибок и злоупотреблений при выборочной проверке применяются методы теории вероятности и математической статистики.
Выборочная проверка — это техника, состоящая в проверке части множества и позволяющая делать из этого выводы, распространяющиеся на все множество. При этом используются статистические или эмпирические методы. Статистическая выборочная проверка позволяет количественно определить риск принятия ошибочного решения. Накопленный налоговыми инспекциями при документальных проверках опыт позволяет в значительной мере использовать метод эмпирической выборочной проверки.
Исследуя большое количество документов, проверяющий использует те или иные методы проверок.
Методы проверки различных операций определяются проверяющими лицами самостоятельно и должны преследовать цель объективной оценки достоверности и законности бухгалтерского учета, отчетности и расчетов по налогам.
Достоверность хозяйственных операций определяется с помощью формальной и счетной проверки документов или специальных приемов документального и фактического контроля.
Формальной проверкой определяется правильность заполнения всех реквизитов документов, наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок, подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. С помощью арифметической проверки определяется правильность подсчетов итогов в первичных документах, бухгалтерских регистрах и отчетах. Необходимо также использовать методы логической проверки, которая заключается в анализе взаимосвязей счетов, сумм и итогов. Кроме того, арифметическая проверка в совокупности с логической позволяет удостовериться в правильности корреспонденции счетов и увязке показателей в различных формах отчетности.
Достоверность хозяйственных операций может быть проверена при необходимости проведением встречных проверок на предприятиях-контрагентах, а также запросами в банки и другие организации.
Порядок проверки. Период проверки охватывает время, прошедшее с последней документальной проверки, но он не может превышать пяти лет, поскольку это срок хранения бухгалтерских документов, установленный ст. 17 федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ)
Подготовка к проведению документальной проверки заключается в составлении программы и изучении сведений об объекте документальной проверки. Программа утверждается руководством налоговой инспекции.
В обязательном порядке в программу включается проверка:
• правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
• достоверности данных учета о фактической себестоимости продукции (работ, услуг), полноты и правильности отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдения порядка учета затрат и калькулирование себестоимости готовой продукции;
• достоверности и законности отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от прочей реализации;
• достоверности и законности отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от внереализационных операций;
• правильности расчетов по налогу на прибыль, определения объекта обложения отдельных видов деятельности предприятий и соблюдения порядка зачисления дохода (прибыли) в бюджет;
• особенностей исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций различных организационно-правовых форм.
Подготовка к поверке включает также ознакомление с учредительными документами проверяемого объекта с целью получения сведений о его организационно-правовой форме, учредителях, размере уставного капитала, уставной деятельности, порядке распределения прибыли, образования резервного капитала, покрытия убытков и т. п. Проверяющие также должны предварительно изучить материалы предшествующих проверок, решения по ним о наложенных взысканиях и экономических санкциях. Это тем более необходимо сделать, поскольку к повторным нарушениям применяются повышенные санкции. Повторными считаются нарушения, допущенные в течение одного года со дня наложения санкции за аналогичное нарушение. В период подготовки к проверке необходимо также изучить динамику налоговых платежей проверяемого объекта и выявить сумму недоимки по данным отчетности.
Похожие работы:
- Методы и порядок проведения документальных проверок
Методы проверок. При документальных проверках налоговый инспектор сталкивается со значительной трудоемкостью проводимой работы. Больший объем переработки информации вызывает необходимость оптимизации ...
- Порядок проведения местного референдума
Проведение местного референдума подчинено определенным правилам, которые в основном совпадают с порядком, предусмотренным для выборов, действуют принципы всеобщего права на участие в референдуме на ра...
- Формы и порядок проведения таможенного контроля
В статье 366 приведен исчерпывающий перечень тех форм таможенного контроля, которые могут применяться при таможенных операциях:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояс...
- Цели, порядок и сроки проведения инвентаризации
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета в соответствии с Законом о бухгалтерском учете.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтер...
- Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается ФЗ от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Федеральный закон от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устана...